Социально-экономическая нестабильность общества в первую очередь сказалась на самой незащищенной категории граждан - несовершеннолетних.
Важнейшей проблемой для преодоления подростковой безнадзорности и преступности и суицидального поведения является полноценная реализация воспитательной функции. В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни.
В результате нарушаются психологические связи между ребенком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.
Возросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье и бродяжничеству, приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
Одной из причин совершения правонарушений подростками – незнание родителями, чем занят их ребенок в свободное время. Многие родители, к сожалению, не знают круга общения своего ребенка. Большое влияние на «умы» наших детей оказывают компьютеры. Анализ статейных материалов из различных источников, что примерно 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека,
С 2011 года увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей в начальной школе. Наблюдается увеличение количества неблагополучных семей, в которых падает авторитет родителей. В таких семьях в основном совершаются подростками правонарушения и преступления.
Остается низкой занятость детей данной категории в дополнительном образовании.
В целях предупреждения и снижения уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения эффективности профилактической работы возникает необходимость активизировать и повысить эффективность профилактической работы в школе. Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу социального педагога, психолога с родителями, педагогами и детьми. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогут избегать трагедий.